6 декабря 2016 г.
В прошлой части мы гуляли по центру (с отчётливым еврейским колоритом) ниже проспекта Яворницкого, а в завершение рассказа про Днепропетровск пойдём от проспекта наверх. Маршрут получился, словно ракета, трёхступенчатым: сначала — колоритный парк Глобы у проспекта, затем — ещё один проспект Пушкина как «младший брат» проспекта Яворницкого, и наконец — «Южмаш», некогда завод №1 Советского Союза.
Парк Глобы мы обходили краешком в рассказе о проспекте Яворницкого, увидев тогда на его опушке Русский театр (перестроен из паркового зимнего театра) и роскошные сталинские ворота-пропилеи. Дореволюционные ворота Городского сада выглядели так:
1а.
Лазарь Глоба — это казацкий есаул, землю у которого в конце 18 века выкупили под Казённый сад для задуманной Потёмкиным Южной столицы: выходило, что в первоначальном плане Екатерининский проспект соединял два парка — близ другого его канца начинался парк Шевченко у дворца Потёмкина. Но Потёмкинский сад за последующие десятилетия упадка зарос и превратился в диковатый лес, а вот Казённому саду повезло больше — в 1807-48 годах за ним ухаживал немец-садовник Адам Гуммель, сохранивший сад в приличном виде до возрождения города. Горсад был самым популярным местом отдыха и в дореволюционном Екатеринославе, и в советском Днепропетровске, в 1930-х назывался парком имени Менделя Хатаевича (этот персонаж с лицом рецидивиста напрямую ответственен за голод 1932 года, провозгласив принцип «доставать зерно всеми способами», но сам угодил под репрессии в 1937 году), в послевоенное время — парком Чкалова, а в 1991 году городские власти вспомнили про есаула Глобу, и новое название прижилось — как минимум оно звучное.
2.
Странное дело — вроде парк Глобы размером немногим меньше центрального парка Винницы (около километра в поперечнике), но «на глаз» последний казался огромным, а этот — крошечным. Центр его — озерцо, спущенное сюда в 1880-х годах с первоначального места выше по склону: там с тех пор крупнейший в городе рынок «Озёрка». Прямо озере — впечатляющее здание Летнего театра (1975):
3.
Всё ж таки родина Брежнева архитектурными шедеврами его эпохи не обеделена!
4.
До революции летний театр тут был деревянным и мудрёно резным:
5.
А звёздным часом парка стала, безусловно, Южно-Русская выставка 1910 года, такая разовая дореволюционная ВДНХ, где участвовали Харьковская, Полтавская, Екатеринославская, Херсонская, Таврическая губернии да области Кубанская и Войска Донского. Когда-то я уже писал о проходивших примерно тогда же Сибирской выставке в Омске и Туркестанской в Ташкенте, но всё же локомотивом развития тогдашней империи была именно Новороссия, эта Калифорния царской России, достижения которой и демонстрировались тогда в Екатеринославе.
6.
На кадре выше — общий вид и главный корпус выставки, а ниже — просто всяческие павильоны: выставка была заявлена как «сельскохозйственная, кустарная и промышленная». Больше фотографий есть здесь.
7.
И не из главного ли павильона переделан встречающий в парке вокзал (1949)?
8.
Конечно же, это очередная детская железная дорога, большое наглядное пособие для юных железнодорожников и аттракцион для всех остальных — такие строились по всему СССР, как правило в городах железнодорожных дирекций. Первая ДЖД открылась в 1932 году в Москве, но не проработала и нескольких лет. Следующая появилась в 1935 году в Тбилиси, а в 1936 началось строительство ДЖДшек в Днепропетровске и Красноярске, и здешняя Малая Приднепровская (тогда Малая Сталинская) была закончена раньше буквально на пару недель, став второй из ныне существующих детских железных дорог.
9. 2009
У вокзала в 2009-м стояли странные слепые тепловозы, может быть просто запломбированные от любителей кидаться камнями? Во всяком случае дорога не прекращала работу ни на один сезон, и к тому же действует не только летом (как большинство ДЖД), но и в период зимних каникул. Ухоженный салон вагона:
9а. 2009
По своему устройству она одна из самых простых — кольцевая 2-километровая линия с одной станцией, некоторый колорит которой придают два тоннеля — имени Маяковского на ближней стороне озера и имени Пушкина — на дальней:
10. 2009
Оба они проходят под насыпью улицы Блаватской (основательница Теософского братсва была родом из Екатеринослава, и я показывал в одной из прошлых частей её дом), пересекающей парк по прямой:
11.
Парк лежит как бы на террасе. Стену дома над ним покрывает жутковатое граффити:
12.
А улица Блаватской сама приводит в тоннель слегка космического вида:
13.
Выше проходит улица Староказацкая, бывшая Комсомольская, по словам местных хорошо сохранившая облик старого Екатеринослава. Но я об этом не знал и просто её пересёк. Параллельно выходу из парка чуть левее кадра выше начинается аллея, на плитах ниже Староказацкой 47 портретов различных людей, имевших отношение к истории города.
14.
Выше по сторонам аллеи пара корпусов областной администрации — слева совершенно унылый позднесоветский, а справа — ещё доревоюционный, построенный в 1904-07 годах как Коммерческое училище имени Николая II. В этом смысле Днепропетровщине повезло — органы власти обитают не в гигантской бетонной коробке, а в красивом доме с историей и наслоением стилей:
15.
У входа — памятник местному подполью времён Великой Отечественной. Вернее, двум подпольям Николая Сташкова и Георгия Савченко, не удивлюсь если друг о друге не знавшим.
15а.
А на опушке Сквера Героев чуть выше администраций — памятник погибшим в совсем другой войне. На Донбассе Днепропетровщина потеряла более 400 человек — это намного больше любой другой области Украины кроме собственно Донецкой и Луганской, и где-то 5% всех жертв войны по официальным данным (по неофициальным погибших куда больше, но пропорция скорее всего та же). 14 июня 2014 года над Луганским аэропортом ополченцы сбили заходивший на посадку военно-транспортный Ил-76: погибли 9 членов экипажа из Мелитополя и 40 солдат опять же из Днепропетровска — это была первая столь массовая потеря той войны, не считая конечно Одесской трагедии. Памятник в Днепропетровске очень скромный, но тем и страшный — просто количество фамилий на плитах…
16.
Длинная лента на заднем плане — конечно же, в память о Небесной сотне. Первым погибшим на майдане (вернее, на улице Грушевского) был так же днепропетровец Сергей Нигоян. В общем, в 2014 было полное ощущение, что Днепр стал городом более украинизированным, чем Львов, но это не так, и например в атаке на Донецкий аэропорт 26 мая 2014 погибли не только 33 россиянина, но и чемпион мира по борьбе из Днепропетровска Николай Леонов. Большинство днепрян, как и везде, пассивно, но готовых умирать за идею (в подавляющем большинстве, конечно же — за украинскую идею) Днепр дал больше любого другого города страны.
17.
Неподалёку в небо смотря ракеты — Парк Ракет с Музеем космической славы открылся осенью 2013 года, за месяц до старта «всех этих событий», и посвящён конечно же «Южмашу» и КБ «Южное»:
18.
40-метровый «Циклон-3«, запускавшийся в 1977-2009 годах — трёхступенчатая ракета лёгкого класса, способная вывести груз весом до 4 тонн на орбиты от 150 до 1000 километров от Земли. Её предшественница «Циклон-2», также днепропетровской разработки, была самой надёжной ракетой-носителем в истории: из 106 запусков не было ни одного неудачного. 8К99 — это так и не принятая на вооружение межконтинентальная ракета мобильного базирования РТ-20 (создана в 1967 году), а 8К11 — соответственно Р-11 1950-х годов. Ключевая в сегодняшнем рассказе именно последняя: она никогда не производилась на «Южмаше» (её выпускали уральские Златоуст и Воткинск), но по сути дела с неё началось КБ «Южное». Она была первой разработкой под руководством Михаила Янгеля и стала вехой советского ракетостроения благодаря другому составу топлива и устройству двигателя. Своей предшественнице Р-1 эта ракета не уступала по характеристикам, но была в 2,5 раза легче и гораздо надёжнее.
Предполагалось, что днепропетровский Парк Ракет будет постепенно расширяться, но пока что стране и городу явно не до того.
18а.
Аллею продолжает проспект Александра Поля, нашедшего когда-то руды Кривого Рога, но я свернул на «горизонтальный» проспект Пушкина, оказавшийся этаким «младшим братом» проспекта Яворницкого, и тоже с бульваром посредине между трамвайных путей… но всё-таки потише да пообшарпаннее. Трамвай тут вообще довольно хитрый: дело в том, что до революции в городе было две разных систем — частная «бельгийская» и городская, и первой принадлежали пути на Екатерининском проспекте (который теперь Яворницкого), а второй — на Пушкинском. При Советах системы, конечно же, объединили, но две параллельные линии за несколько кварталов друг от друга пережили всё.
19.
Здесь, кстати, проспект Пушкина пересекает третий условно-еврейский квартал вдоль боковой Философской улицы. На кадре выше справа здание синагоги Бейт-Авраам Яаков и иешивы (1897), а на кадре ниже — доходный дом Хоральной синагоги, рента которого видимо шла на её содержание. Они стоят по разные стороны улицы Савченко, на параллельной же Философской сохранились синагоги Мишкан Давид (№7), Бейт-Тфила (№28) и Ойгель-Авраам (№30) да ещё несколько зданий, имеющих отношение к еврейскому прошлому. В фойе «Меноры», в гостинице которой я ночевал, у меня перед глазами были все эти адреса, но на 17-й день пути с утра до вечера без передышки мне просто не хватило сил их воспринять.
20.
Пейзажи Старого Екатеринослава, здесь сохранившиеся куда как лучше, чем в порушенном войной и новостроем приречном районе:
21.
22.
На улице Шмидта, уже знакомой по рассказу о проспкте Яворницкого — старый ликеро-водочный завод. Не металлургией единой:
23.
На той самой Философской Дворец искусств в типовом кинотеатре «Красногвардеец» (1957):
24.
А памятный знак напротив извещает о том, что в 1905 году здесь была расстреляна демонстрация железнодорожных рабочих:
24а.
Барельеф на сталинке:
25а.
Что-то донельзя конструктивистское:
25.
И давший проспекту пережившее не одну смену власти название памятник Пушкину (1901). Поэт провёл в Екатеринославе в 18 дней в 1820 году по дороге в Южную ссылку, увиливал от канцелярской работы у генерала Ивана Инзова (его дом я показывал на проспекте), «толсто троллил» (как сказали бы сейчас) провинциальную общественность на балах, и наконец уехал на Кавказ с генералом Раевским. Не знаю, остались ли какие-то цитаты Пушкина о тогдашнем городе, но разбогатевший Екатеринослав начала ХХ века так нуждался во внимании ярких личностей прошлого…
26.
В конце проспекта Ярмарочный спуск ведёт направо вниз к автовокзалу:
27.
С него видна армянская церковь 1990-х годов. В ней отпевали Сергея Нигояна, а позже переименовали в его честь начинающийся рядом с ней проспект Калинина, ведущий в промышленные глубины.
28.
На другом конце проспекта Пушкина есть улица Херсонская, на которой когда-то стояла мечеть (1911) — в Екатеринославе жило около тысячи мусульман, в основном татар и турок.
28а.
А чуть раньше Ярмарочного спуска и в другую сторону, вдаль от Днепра, от проспекта Пушкина уходит оживлённая Рабочая улица:
29.
За длинным зданием детской железнодорожнрой больницы притаился Благовещенский храм (1896), с момента основания в дереве (1840) и до 1920 года посвещавшийся Александру Невскому:
30.
Он закрывался лишь в 1933-43 годах, однако потерял при Советах самую красивую часть — необычайно массивную колокольню:
31.
А наш путь — дальше по Рабочей улице, одной из нескольких перпендикулярных Днепру магистралей, районы вдоль которых разделяют глубокие балки:
32.
Впереди легендарый «Южмаш», улица упирается прямо в его проходную:
33.
Многоэтажки занимают примерно половину Нижнего посёлка ЮМЗ. Другая половина — сталинки, начинающиеся с ДК Машиностроилеей (1956). Его кажущая в небо скульптура — на заглавном кадре:
34.
…В 1944 году в только-только освобождённом Днепропетровске развернулось строительство нового автомобильно-тракторного завода, и в 1947 году ДАЗ начал выпускать свою первую продукцию — грузовики «Украинец», грузовики-автопогрузчики и военные автомобили-амфибии ДАЗ-485 по мотивам ленд-лизовских DUKW-353. Но в 1951 году автозавод, наклепавший за 4 года более 2000 машин всех типов ВНЕЗАПНО закрыли, переведя производство и специалистов в Москву, а на его днепропетровской площадке начали делать что-то очень секретное: завод как бы просто исчез, даже вместо названия получив лишь №586.
35.
Первыми изделиями завода были ракеты Р-1, Р-2 и Р-5, о недостатках которых уже говорилось выше. Тем временем на Урале осваивался выпуск той самой Р-11 с принципиально новым двигателем, а местные инженеры во главе с Василием Будником по своей инициативе разработали её модификацию повышенной точности. И хотя говорят, что инициатива в СССР была наказуемой, наверху проект заводских энтузиастов признали обоснованным и учредили на заводе конструкторское бюро — знаменитое КБ «Южное», которое и возглавил работавший прежде в нынешнем Королёве (а тогда — с Королёвым) Михаил Янгель, занимавший эту должность до самой смерти в 1971 году. Днепропетровск за это время стал флагманом военного ракетостроения СССР, а о том, как много значила для Советского Союза эта отрасль — можно наверное и не напоминать. Думаю, не будет перувеличением назвать «Южмаш» главным заводом СССР, уж точно первым среди равных.
36.
Вообще, не вполне очевидно, что советский путь в космос начинался именно на Украине: Сергей Королёв был из Житомира, а Янгель хоть и родился в Иркутской губернии, а родители его были с Черниговщины (и фамилия не еврейская и не немецкая, а вполне украинская — то ли от запорожского котла «янга», то ли от «ангела» на полесский манер).
37.
Про сам же «Южмаш» доводилось слышать от днепрян неоднократно, и такое ощущение, что поработать на нём тут успело пол-города. Люди рассказывали про огромную территорию и гигантские корпуса, про секретные комнаты с документами в десятках метров под землёй, про радиацию и ракетное топливо, от которых кто ослеп, кто облысел… Кое-что я цитировал в начале первой части, но подозреваю, что большая часть этих рассказов — своеобразный фольклор, окруживший легендарное предприятие, ставшее от этого даже немного мифическим: ведь от «южмашевца», даже если это уборщица или сторож, ждут историй про секретную бункеры, а проблемы со здоровьем у них могут быть конечно же только под влиянием страшных веществ ракетостроения. На самом деле и топливо, и боеголовки, и даже электроника ракет делались в совсем других местах.
38.
«Южмаш» (частью которого был так же механический завод в Павлограде) выпускал мирные ракеты «Циклон» и «Зенит», большую серию «днепропетровских спутников» и всяческие двигатели да турбины. Вот например в калужском музеем космонавтики созданные в 1967 году «Космос-149» и «Космос-196» — первый занимался дистанционным зондированием Земли, второй сравнивал активности Солнца и атмосферы:
39.
КБ «Южное» создавало спутники и ракеты (например, «Космос»), выпускавшиеся на многих других заводах, но самым известным днепропетровским изделием была, безусловно, Р-36М «Воевода», по западной классификации более известная как SS-18 «Сатана» — мощнейшее серийное оружие в истории человечества. Приводимая в полную боевую готовность за минуту, эта двуступенчатая ракета (34 метра в длину, 211 тонн собственной массы, 7,5 тонн — забрасываемого веса) имела дальность до 16 тысяч километров. Самые тяжёлые (и от того менее дальнобойные — «всего» 11 тысяч километров) её модификации несли или одну боеголовку в 20 мегатонн (это в 1500 раз мощнее, чем в Хиросиме, и больше 1/3 от Царь-бомбы) или 10 боеголовок по 750 килотонн каждая. Одной (!) такой ракетой можно нанести критический ущерб практически любой стране мира, кроме разве что США и Китая, а на вооружении России таких всё ещё полсотни — вполне достаточно, чтобы «весь мир в труху». Фотография «Сатаны» из степного Музея ракетных войск, где отдельным впечатлением стал пугающе приятный на ощупь шелковистый металл стелс-обшивки:
40.
Применялась «Сатана» и в мирных целях — как ракета-носитель «Днепр», запускавшаяся из шахт на Байконуре и маленьком космодроме Ясный в Оренбургской области, переделанном из ракетной базы. Вершиной же космической индустрии «Южмаша» стал «Зенит«, который небезызвестный Илон Маск назвал лучшей ракетой-носителем после своего «Фалкона-9». В «Зените», впервые запущенном в 1985 году, советская космонавтика вплотную подошла к тому, что Илон Маск внедрил спустя 30 лет. Например, запускался «Зенит» фактически нажатием кнопки, полный цикл его запуска составлял всего 4 часа, а по окончании можно было сразу начинать следующий. «Зенит» был и первой модульной ракетой: на кадре ниже справа видны две «Энергии» — сверхтяжёлых ракеты 1980-х годов, и их боковые ступени — это ни что иное, как «Зениты», которых можно было установить от 2 («Энергия-М») до 8 (так и не запущенный «Вулкан», который стал бы мощнейшей ракеой в истории). Более того, в перспективе «Зенит» должен был стать ещё и первой возвращаемой ракетой, но на практике это реализовать не успели. Его вообще не успели довести до ума, поэтому из 85 «зенитных» запусков неудачными оказались 13 — неприемлемо высокий процент.
С «Зенитом» был неразрывно связан работавший в 1995-2009 годах «Морской старт» — построенный в Норвегии и базировавшийся в калифорнийском порту «Лонг-Бич» плавучий космодром «Одиссей» со сборочно-командным судном. Он выводился на экватор, где благодаря большему радиусу вращения Земли грузоподъёмность «Зенита» достигала 15 тонн (против 13 на Байконуре), что впрочем не помешало проекту с пятью собственниками (среди которых были «Южмаш», наша «Энергия» и американский «Боинг») в итоге обанкротиться. Но чисто украинской ракетой, как это преподносят в СМИ, «Зенит» никогда не был, значительная часть его начинки и двигатели делались в России, и 2014 год поставил на «Зените» крест. Последний его запуск состоялся в декабре 2017 года, возродить проект пытается S7 (российская авиакомпания, пытающаяся выйти на рынок частной космонавтики), а в России на основе «Зенита» разрабатывают новую ракету «Союз-5» (о ней я писал здесь). На «Южмаше» же основным космическим изделием остались баки для ракет, в том числе американских — по сей день никто не умеет делать их прочнее и легче
Рабочая улица напротив проходной «Южмаша» образует классические сталинские ворота:
43.
Другие проходные завода:
44.
На углу площадки слева от Рабочей — сборочный корпус «Зенита», за которым скрывается собственно КБ «Южное»:
45.
Здесь к заводу позднесоветский Верхний посёлок ЮМЗ, который открывает дворец спорта «Метеор» (одна из лучших в городе концертных площадок) и апокалиптического вида скульптура Падающего Метеора (1966):
46.
Директором «Южмаша» в 1986-92 годах был Леонид Кучма, в последствии просидевший в президентском кресле 10 лет (1994-2004), чего не смог повторить пока ни один президент Украины. «Южмаш» после распада СССР стал целиком гражданским заводом — ведь ядерное оружие с Украины и вывели (и не просто так — всё это была единая система с «мозговым центром» в Москве, отрывать от которой 3-й по величине в мире ядерный арсенал было чревато ЧП глобального масштаба), а размещать военные заказы на заводах страны, заигрывающей с «вероятным противником», России точно не с руки. На базе «Сатаны» была создана космическая ракета «Днепр», и в общем днепропетровские ракеты и спутники исправно улетали в небо с уже казахстанского Байконура, а постепенно завод и КБ стали осваивать производство ступеней для европейских и американских ракет типа «Антареса». Кроме того, «Южмаш» потянулся к своей «заявленной» специализации, освоив выпуск тракторов, автобусов и троллейбусов, лучше всего из которых прижились последние, курсирующие теперь по многим городам Украины. Но всё же в первую очередь ЮМЗ зависел от российской космической программы, и всё перечисленное выше хотя и не даёт ему загнуться окончательно, а полноценного существования тоже не обеспечивает. За 2016-й год у меня данных нет (вроде бы с тех пор там дела пошли лучше), а в 2015 году завод работал по 3-дневной неделе, его выручка упала на 80%, а многие линии полностью остановились. Вид у «Южмаша» конечно лучше, чем у судозаводов Николаева, но всё-таки весьма печален — это мрачное ощущение огромной, но не нужной мощи…
47.
И сравнивая Винницу, Запорожье и Днепропетровск, я не могу отделаться от мысли, что чисто экономически Западу и Востоку Украины просто выгоднее разные пути. В Виннице «на глаз» всё хорошо, а во Львове, думается, ещё лучше — встреченные мной летом на Памире молодыне львовяне были в восторге от изменений последних лет в своём городе, где стало в разы больше туристов со всего света и в разы богаче культурно-событийная жизнь. На Востоке — надрыв и чувство «тонущего корабля», из которого раздаются лишь редкие оптимистичные голоса патриотов, да и те о том, что надо только чуть-чуть подождать. Ещё с 2011 года меня не покидает мысль, что на глубинном уровне конфликт Украины — не национальный и даже не идейный, а классовый: противоречие двух не понятных друг другу образов жизни. С одной стороны — «труженник-собственник», эволюционировавший из вольного крестьянина в фермера, мелкого предпринимателя, гастрбайтера, фрилансера; с другой — пролетарий, колхозник, служащий, словом «винтик системы» на одной из ступеней карьерной лестницы. Разумеется, эти сущности не имеют чисто географической привязки: в Западной Украине хватает своих заводов и работяг, в Восточной — своего бизнеса и фриланса, не говоря уж про интеллигенцию и богему крупных городов. Разумеется, и сами идеи не на сто процентов коррелируют с профессией: работяга может быть «всеми руками и сердцем» за евроинтеграцию, а бизнесмен в 2014-м мог «ждать прихода русского мира», но так получилось, что «ядра» обеих пронизывающих всю страну концепций разнесены по Востоку и Западу. И «условным западенцам» до России дела нет, их будущее — работа или заказы, карьера или эмиграция — связано с Европой, их заработки — в валюте, а значит от падения гривны они лишь богатеют, и пока вся страна затаив дыхание ждёт безвиза, Бурштынскую ГРЭС под Ивано-Франковском давно уже приняли в Евросоюз как часть его энергосистем. «Условные схидняки» же зависят в первую очередь от рынков сбыта той продукции, что производят их предприятия, от поставок энергоносителей и работы смежников, и так повелось с советских времён, что всё это было в России, причём чем технологичнее производство — тем с Северным соседом оно теснее было связано: если металлургическому комплексу (включая уголь) российские металлурги скорее конкуренты, то «Южмаш» работал в первую очередь на «Роскомос», запорожский «Мотор-Сич» — в первую очередь на «Вертолёты России», а николаевские верфи — на ВМФ СССР. В Западной Украине, рискну предположить, после 2014 года действительно стало больше возможностей заработать, и люди, работающие с Европой, от происходящего скорее всего как минимум не проиграли. Экономика Востока же получила очередной удар: при Ющенко для здешней индустрии подорожал в разы российский газ, а теперь она лишилась ещё и российских заказов и совместных проектов. И хотя, конечно же, не все в Западной Украине работают за валюту, и не все на Юго-Востоке вкалывают на заводах, и то и другое тянет за собой материальное благополучие всего региона.
48. бесконечный забор «Южмаша»
Но обиднее всего здесь то, что сам по себе выбор одного из двух — искусственный и субъективный. Чем завязанный на Россию машиностроительный завод мешал айтишнику в том же городе обслуживать заказы хоть из «Кремниевой долины», а галичанину на другом конце страны зазывать европейских туристов в только что им открытую кнайпу? «Дружить с Европой и дистанцироваться от России» с «отказом от ненужной грязной индустрии, построенной русскими, чтоб заселить Украину своим генетическим мусором» половину страны побуждала чистая эстетика да память об умерших по вине советской власти предках. Олигархические кланы и их президенты-ставленники раскачивали противоречия в борьбе за голоса избирателей, перед каждыми выборами разбивая страну на два лагеря, а манящий Запад предлагал Украине выбор «быть со всем миром или с одной страной» (эту фразу приписывают Джону Керри). «У нас нет выхода к морю, но наши моря — Китай и Россия» — в то же самое время говорил премьер-министр Казахстана, страны на момент своего возникновения гораздо более сложной и многоукладной, но сумевшей обрести за годы независимости цельность и стабильный рост. По совести, Украине нужен был в 1990-2000-х сильный лидер, внутри страны сдержававший бы геополитических эстетов, а снаружи заставивший бы с собой считаться и Запад, и Восток — ведь подобные лидеры были и во вполне европейских странах типа Финляндии. Сильная страна всем партнёр, слабая страна всем придаток. Но «условные западенцы» больше зависят от близости к европейскому рынку, чем от силы и слабости своей страны, в то время как «условный Юго-Восток» — часть сильной страны, база для преумножения её силы, но в слабой стране обречённый на деградацию.
49. Вид на «Южмаш» с Запорожской трассы: