В ноябре 1984 года исполком Донецкого городского совета принял решение о начале проектных работ — для обоснования необходимости метро в индустриальном мегаполисе. Ранее подобное решение приняли по инициативе тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Миронова. Но на самом деле началось все гораздо раньше.Мечта о подземкеИдея построить собственный метрополитен впервые появилась, когда Донецк еще был городом Сталино — до 1961 года. И началось все в 50-х годах прошлого века, когда вместе с восстановлением угольной промышленности Донбасса в областной центр хлынули кадры для возрожденных и строящихся новых шахт. Динамика роста населения предрекала грядущие транспортные и логистические проблемы: после освобождения Сталино от нацистов в сентябре 1943 года здесь жило 175 тысяч человек, в 1950-м — уже полмиллиона, а к середине 60-х дончан было уже под 800 тысяч.

Говорят, что мысль о строительстве метрополитена озвучивал в кругу приближенных знаменитый «хозяин» Донецкой области в 60-70-х, первый секретарь обкома КПСС Владимир Дегтярев. Известный донецкий краевед Евгений Ясенов утверждал в свое время, что «в конце 60-х годов Владимир Дегтярев неоднократно говорил, что ему построить метро в Донецке — раз плюнуть. Он «выдернет» несколько бригад проходчиков с шахт без всякого ущерба для них. А горожане, в свою очередь, получат метро. Более того, был разработан проект метрополитена».

Возможно, так оно и было — с другой же стороны, Дегтярев, человек достаточно тщеславный, мог на словах опережать время и факты. Во всяком случае, в целом все основные метростроевские «телодвижения» Донецк сделал чуть позже. Во-первых, заложил работы над проектом подземки в генеральный план развития Донецка 1972 года. Во-вторых, дождался появления на свет летом 1978 года миллионного жителя мегаполиса, чтобы иметь по советским законам право на строительство метрополитена. В 1979 году власти области и Донецка обратились с формальным предложением об этом в Совет министров СССР. Но ни Донецку, ни практически одновременно с ним ставшей городом-миллионником Одессе не разрешили даже думать об этом. В Кремле при Брежневе правил днепропетровский клан. Для своего города они и пробили строительство метро. Да и то разрешение у дорогого Леонида Ильича буквально клещами вырывали.