8 августа 2020 г., 14:01

© Public domain
Говоря об истории мирового искусства, надо признать, что мужские имена в числе его гениев упоминаются гораздо чаще женских. Все дело в воле при отстаивании своего места в истории. Украинские художницы могли бы служить примером представительницам других национальностей. Если бы на такую службу призывали. И если бы с национальностью было так просто
Этот список сформировала Анна Бежнар, кандидат философских наук, доцент кафедры украинской философии и культуры Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Именно она предложила Art People.Space — образовательному пространству, объединяющему любителей и профессионалов в области искусства — организовать онлайн-курс лекций о женщинах в изобразительном искусстве. За что ей респект, а нам — информационный повод и другие подсказки.
Подсказка первая: Мария Башкирцева. Родилась она 24 ноября 1858 года в имении Гавронцы (Гайворонцы) недалеко от Полтавы. Большую часть жизни прожила во Франции, там и умерла в 25 лет от туберкулеза. Было это, соответственно, в 1884 году. То есть при царском режиме в России и Третьей республике во Франции. С нынешней Украиной ее связывает место рождения (говорящая фамилия отца свидетельствует в пользу совсем другого происхождения, да и мать ее в девичестве была Бабаниной).

Картина М. Башкирцевой «В студии» © Public domain
Оригинальные работы Башкирцевой ныне являются редкостью ввиду того, что большая их часть погибла во время Второй мировой войны при бомбёжке Га(й)в(о)ронцев. Однако другое произведение — дневник, который она вела с 12 лет и который составляет 105 тетрадей, — доступен каждому, так как неоднократно издавался на разных языках.
В Люксембургском саду Парижа стоит статуя «Бессмертие»: молодой гений умирает у ног ангела смерти. Ангел держит в руках табличку со списком великих людей, преждевременно покинувших этот мир, но уже покрывших себя бессмертием на Земле. Глаза гения устремлены в список. И среди восьми имен, начертанных в этом списке, одно стоит женское — Мария Башкирцева. В Украине ее считают своей по месту рождения. В России — по культуре. Во Франции — по славе.
Упомянутая вначале Мария Примаченко — вне всякого сомнения, украинка. И по месту рождения, и по имени-фамилии, и по содержанию своего творчества. Ее удивительных фантастических зверей видели на выставках в Париже, Варшаве, Монреале и Праге. Поэтому тут не сомневаемся и идем дальше.

Репродукция картины Марии Примаченко «Красный змей» © РИА Новости, Юрий Сомов
Интересно подана украинскость Сони Делоне — первой женщины-художницы, чью персональную выставку провели в Лувре. Эта законодательница мод, разукрасившая парижанок в новые цвета и орнаменты и вместе с мужем создавшая живописный стиль, изображающий «движение цвета в свете», от рождения звалась Сарой Элиевной Штерн. С пяти лет, то есть с 1890 года, жила в Санкт-Петербурге, воспитывалась в семье дяди по материнской линии, процветающего адвоката Гениха Товиевича Терка и его жены Анны Израилевны Зак. Да, родилась она, как и Башкирцева, в Полтавской губернии, но только потому, что отец ее служил управляющим на гвоздильном заводе Градижска. Восемнадцати лет Соня Терк (под таким творческим псевдонимом она и взрослела) уехала учиться в художественную академию Карлсруэ. Потом был Париж, влияние Гогена и Ван Гога, выход замуж за Робера Делоне (после развода с Вильгельмом Уде), знакомства с Гийомом Аполлинером, Львом Бакстом, Сергеем Дягилевым и спустя много лет статус офицера Ордена Почетного Легиона. Об украинских наградах королевы ар-деко пока неизвестно. Возможно, что положение об оных требует более тесной связи с украинской державой. А не такой, какая есть на сегодня.

Соня Делоне. «Ню в желтом цвете» © artchive.ru
Кого из художниц независимой Украины с трезубцем на паспорте воспримет всемирная история искусств — пока неведомо. Сегодня шанс вписать свои страницы есть у Оксаны Мась, Нины Мурашкиной, Марии Куликовской, Влады Ралко и многих других. Сколько в них национального духа и крови предков с обоих берегов Днепра, скажем прямо, для той же истории не так важно. Важно то, что и как они делают? А это сейчас оценить в полной мере тоже нельзя, как нельзя лицом к лицу увидать лицо, — большое видится, согласно словам поэта, на расстоянии. То есть в будущем.



