Как появилась днепровская Венеция

Подписывайтесь на наш Telegram и паблик Вконтакте, чтобы быть в курсе важных новостей.

20 мая 2019 г.

 

Как появилась днепровская Венеция

 

В середине 1980-х годов Днепропетровск интенсивно застраивался жилыми массивами — заканчивалось строительство «Тополя», возводился «Левобережный». Внимание архитекторов стал привлекать и участок левобережного Заднепровья. Интенсивному строительству способствовало и то, что в этом месте в 1975-1982 годах появился Кайдакский мост, значительно улучшивший сообщение левого берега Днепра с правым, и открывший перспективу быстрого освоения левобережных территорий. После открытия моста магистраль Киев-Донецк (Донецкое шоссе) стала одной из самых оживленных в Днепропетровске и приняла на себя нагрузку транзитного автотранспорта. Рассказывает сообщество Екатеринославъ — Днепропетровск.

 

Как появилась днепровская Венеция

 

В 1985 году строителям была выдана проектная документация на сооружение нового жилого массива — «Фрунзенского». Массив решено было расположить неподалеку от завода горношахтного оборудования. Предполагалось, что это будет один из крупнейших районов города — на территории более 300 гектаров, с населением около 300 тысяч человек. Свое название массив получил в память о видном советском военачальнике — Михаиле Фрунзе. Планировочную структуру района разрабатывал институт «Днепрогражданпроект». «Фрунзенский» жилой массив стал последней масштабной стройкой советской эпохи в Днепропетровске.

 

Как появилась днепровская Венеция

 

Вот как описывала «планов громадье» газета «Днепр вечерний» в марте 1985 года: «По уровню комфортабельности и близости к Днепру, базам отдыха, лесопарку ему не будет равных… Особый интерес представляет сеть искусственных каналов, каждый глубиной шесть метров, которые будут соединены друг с другом и с Днепром. Предназначены каналы, во-первых, для понижения уровня грунтовых вод, во-вторых, для отдыха жителей массива. Это создаст определенный микроклимат, ведь зоны отдыха находятся в самом микрорайоне… Девятиэтажные, двенадцатиэтажные, шестнадцатиэтажные дома вырастут на берегу Днепра. Близость к воде подчеркивается преимущественно голубого цвета зданиями. Уходя вглубь, они становятся более «теплыми» — охристого и красно-коричневого цвета».

 

Как появилась днепровская Венеция

 

Жилой массив «Фрунзенский» в Днепропетровске проектировался как «днепропетровская Венеция», подобно киевской «Русановке» — «нашумевшему» в свое время жилому району на левом берегу Днепра, окруженному каналами и фонтанами. Строительство первой очереди «Фрунзенского» проходило в 1985-1987 годах. Часть территории была образована путем гидронамыва. Многоэтажки «Фрунзенского» действительно получили светло-синий и красно-коричневый цвета. Район разделили на две части — «Фрунзенский»-1 и 2 — по разные стороны Донецкого шоссе. Что касается планов устройства «днепропетровской Венеции» — они к сожалению реализованы не были. В итоге был вырыт только один канал, соединяющий озеро Московское с Днепром. Этот канал, и лесопарковая территория прилегающая к нему, сейчас служат местом отдыха жителей района.

Достопримечательностью жилого массива «Фрунзенский» является Свято-Покровский храм, который возвышается к западу от Донецкого шоссе (в центре бывшего села Ломовка). Православный Свято-Покровский храм построили в Ломовке еще в XIX веке, но в 1930-х годах, в эпоху борьбы с религией, он был разрушен. Жителям села удалось сохранить часть икон и другой церковной утвари, и после войны они открыли молитвенный дом, заменивший церковь. В середине 1990-х годов прихожане решили построить новую церковь на собственные пожертвования. Возведенная в 1997-1998 годах Свято-Покровская церковь стала центром духовной жизни жилых массивов «Фрунзенский» и трех «Левобережных». Благодаря своему расположению храм доминирует над окружающей застройкой, хорошо просматривается с Донецкого шоссе и других уголков этого района.

Своеобразной достопримечательностью жилмассива «Фрунзенский» также является скоростной трамвай. 17 декабря 1996 года было торжественно пущено движение двух веток трамвая по Кайдакскому мосту и Донецкому шоссе длиной более 9 км, одна из которых соединила поселок «Кайдаки» с жилмассивом «Левобережный»-3 (пр. Мира), а вторая — жилмассив «Левобережный» с центральным железнодорожным вокзалом. Ветки скоростного трамвая частично разрешили транспортную проблему — одну из самых насущных в жизни этого района.

В 2015 году было принято решение переименовать жилой массив «Фрунзенский»-1 и 2, и присвоить ему благозвучные названия — «Ломовский» и «Каменский». Эти названия увековечили собой старинные поселки Ломовка и Каменка, на части территории которых в свое время был выстроен этот огромный район.

 

Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ — Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Максима Кавуна

 

 

Источник: https://vesti.dp.ua/rajony-nashego-goroda-kak-poyavilas-dneprovskaya-venetsiya-foto/

Print Friendly, PDF & Email

С этим читают:

+