Как в Днепре появился «город энергетиков»

Подписывайтесь на наш Telegram и паблик Вконтакте, чтобы быть в курсе важных новостей.

Екатеринославъ — Днепропетровск

24 июня 2019 г.

 

Юго-восточная часть левобережья города Днепр — здесь причудливо соединяются естественный и индустриальный пейзажи. Среди живописной поймы Днепра возвышаются трубы Приднепровской ТЭС (раньше ГРЭС). Здесь расположен «город энергетиков» — жилой массив Приднепровск.

 

Как в Днепре появился «город энергетиков»

 

Еще в 1908 году владелец экономии в селе Чапли граф Воронцов-Дашков пригласил профессора Харьковского университета Альбицкого, и тот соорудил у Кодацкого порога небольшую электростанцию. Так граф стал владельцем первой ГЭС на Днепре. Прошло время. К середине ХХ века обширный остров Чапли, ограниченный течением Днепра и рекой Шиянка, оставался полупустынным. Лишь на восточной оконечности располагались поселки Чапли и Старая Игрень. К началу 1950-х годов выгодное стратегическое положение и близость к Днепропетровску обусловили размещение здесь крупнейшего предприятия — Приднепровской ГРЭС (государственной районной электростанции).

 

Как в Днепре появился «город энергетиков»

 

ГРЭС начали строить в 1952 году. Первый энергоблок был пущен в ноябре 1954-го, а заложенной в проекте мощности станция достигла в 1956 году. Долгое время ГРЭС считалась самой мощной тепловой электростанцией в СССР. В конце 1970-х годов она ежегодно вырабатывала 15 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Постройка Приднепровской ГРЭС стимулировала освоение территории и трансформировала местный ландшафт — восточный пролив Днепра был частично засыпан и стал рукавом Шиянкой. Так станция оказалась на полуострове.

С началом строительства ГРЭС западнее поселка Чапли начали возникать жилые кварталы поселка, а затем города энергетиков, получившего название — Приднепровск. Новый город рос в крайне сложных условиях. Задача стояла — в короткий срок построить на обширном пустыре целые улицы, заселить их и обеспечить всей необходимой инфраструктурой. Здесь первоначально не было даже питьевой воды, которую привозили из ближайших сел. Добираться сюда также было нелегко. Машины преодолевали бездорожье, а железная дорога тогда проходила на расстоянии около десяти километров.

Уже в 1957 году газета «Зоря» писала: «Человеку, который сегодня побывает в Приднепровске, трудно поверить, что за такое короткое время — несколько лет — на пустом месте могут произойти такие величественные изменения. Приднепровск — настоящий социалистический город, он ни в чем не уступает некоторым другим городам нашей области… Населяют Приднепровск в основном строители и энергетики. Первые сооружали большую тепловую электростанцию, а вторые теперь эксплуатируют ее… Куда не глянь, везде кипит работа — сооружается жилье, социально-культурные и бытовые учреждения…». В 1957 году Приднепровск получил газ для промышленных и бытовых нужд. Немного позднее дороги на основных улицах города выложили бетонными плитами. Были построены дворец культуры, кинотеатр, поликлиника, магазины, налажена инфраструктура.

 

Как в Днепре появился «город энергетиков»

 

Приднепровск неоднократно менял свой статус. Сначала это был поселок Приднепровский, преобразованный в конце 1956 года в город районного подчинения Приднепровск. К 1974 году город насчитывал 18 тысяч жителей. В состав Днепропетровска Приднепровск вошел 1977 году, и стал одним из его жилых массивов.

Приднепровск можно условно разделить на «старую», «среднюю» и «новую» части. «Старый» Приднепровск — это и есть тот самый «город энергетиков», построенный к 1956 году. Аккуратные улицы с одно-трехэтажной застройкой в стиле «сталинский классицизм». На центральной площади возвышается Дворец культуры энергетиков — массивное здание с шестиколонными портиками на двух фасадах. Главный фасад украшают лепка и скульптуры той эпохи. К Днепру спускается широкая аллея центрального парка. Внизу оборудован пляж. Отсюда открывается красивая панорама на возвышенный каменистый правый берег Днепра — с домиками Лоцманской Каменки и Старых Кодаков. Между ними заметна территория бывшего карьера с остатками знаменитой крепости Кодак.

Застройка старой части Приднепровска проходила с ориентировкой на восприятие со стороны Днепра. В 1950-60-е годы был очень популярен водный транспорт, и с реки открывалась панорама парка и перспектива Дворца культуры энергетиков. Застройка между улицами Роторной и Космонавтов относится к более позднему периоду. А кварталы между улицами Космонавтов, Агнии Барто и 20 лет Победы — построены преимущественно в конце 1970-1980-х годах. Здесь преобладает многоэтажная застройка и находится «новый центр» Приднепровска — торговый, деловой, административный. Узловое здание этой части — Самарский райсовет, выполнено по типовому проекту. Прямо напротив райсовета и многоэтажек — красивый сосновый бор, где местные жители любят совершать прогулки и устраивать пикники.

За все время существования Приднепровска одной из главных его проблем всегда была транспортная — сообщение с центральной частью Днепропетровска. В декабре 2000 года был открыт строившийся два десятилетия Южный мост, связавший Приднепровск с жилмассивом «Победа» и правым берегом.

Приднепровск сохраняет черты «города-анклава» в составе города Днепр. Это и специфика архитектурного облика, и размеренный неторопливый уклад жизни жителей. У этого района города хорошие перспективы при правильном выборе приоритетов. Можно, к примеру, задуматься над перспективой сооружения коттеджных поселков. Ведь обилие свободных территорий для жилищного и промышленного строительства, и сохранившиеся природные ландшафты, предоставляют возможность органически сочетать промышленное развитие с рекреационными и туристическими функциями.

Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ — Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Максима Кавуна

 

 

 

Источник: https://vesti.dp.ua/interesnye-fakty-kak-v-dnepre-poyavilsya-gorod-energetikov-foto/

Print Friendly, PDF & Email

С этим читают:

+