Шарм и карма национальной богемы

Подписывайтесь на наш Telegram и паблик Вконтакте, чтобы быть в курсе важных новостей.

Александр Легков

18 июня 2018 г.

 

Деякі пихаті кацапи вважають, що українці зовсім черстві та бездушні люди. Вони гадають, що той, хто ніколи не бував у Віденській опері або не разу не бачив «Князя Ігоря» у Державному Кремлівському палаці, не здатний на  високі творчі пориви, політ необмеженої уяви та видатний емоційний підйом. — Хочу спитать у цих цінителів мистецтва, чи чули вони коли-небудь баритон непоєного теляти, прив`язаного на городі у спеку? Чули вони, вивертаючі душу, хоральні фальцети голодних свиней  у загоні або матюкливі речитативи сердитих індиків?..

Переведу, для тех, кто небельмеса не понимает в мелодичном и аристократическом украинском языке.

Некоторые надменные россияне считают, что украинцы совсем черствые и нечувствительные люди.  Они думают, что тот, кто никогда не был в Венской опере  или ни разу не видел «Князя Игоря» в Государственном Кремлевском дворце,  не способен на высокие творческие порывы, полет неограниченной фантазии и выдающийся эмоциональный подъем.  — Хочу спросить у этих ценителей искусства, слышали ли они когда-нибудь баритон ненапоенного теленка, привязанного на огороде в самый солцепёк? Слышали ли они, выворачивающие душу, хоральные фальцеты голодных свиней в загоне или ругательные речитативы сердитых индюков?..

 

Шарм и карма национальной богемы

 

Далее речь пойдет о современном украинском искусстве, которое для большинства культурной русскоязычной публики ассоциируется с Веркой Сердючкой или, в лучшем случае, с  присаженным на белый, не зубной порошок, Святославом Вакарчуком. В пантеоне высокого украинского искусства есть более интересные фигуры — Лесь Подеревьянский, Алескандр Кабанов и Александр Ройтбурд … Тому материалу и мифам, которые можно собрать об этих неоднозначных мытцях (творцах), мог бы позавидовать скурпулезнейший летописец французского искусства Анри Перрюшо.

 

Разметав отвороты рубашки,

Волосато, как торс у Бетховена,

Накрывает ладонью, как шашки,

Сон, и совесть, и ночь, и любовь оно…

 

 

Лесь Подеревьянский — потомственный художник, сын и внук художников. Его картины хранятся в Киевском национальном музее русского искусства, в Arts Museum (Воронеж), «Glasnost» Gallery (Нюрнберг), «Raissa» Gallery (Эрфурт), «Domino» Gallery (Гетеборг), в частных коллекциях на Украине, в России, Германии, Швеции, Великобритании, Израиле и США («Воїн, смерть i диявол» купил Вуди Аллен в 2000 году в Нью-Йорке).

 

Шарм и карма национальной богемы

Лесь Подерв’янський «Кохання»

Однако своей известностью в Украине Лесь обязан вовсе не своими картинами. Большинству украинцев Подервьянский известен как … колоритный литератор и драматург со своеобразным гумором маргинализировашего эстета.  Литературная стезя Леся Подеревьянского начиналась экспериментами с обесцененной лексикой, соответствовавшей абсурду украинской реальности в эпоху перемен. Пишет Подеревьянский на суржике, имитирующем примитивный менталитет кугутов, обильно сдобренный смачными матами. Где-то в сети встречал переводы на русский язык его пьес и зарисовок, которые многое теряют по сравнению с оригиналами. В одном из своих интервью, Лесь признается, что за некоторые свои ранние произведения ему теперь соромно (стыдно) …

Как мне кажется, характерной чертой творчества литературного фрика, которая проступает в каждом его тексте, является отсутствие всяких нравственных рамок. — Искусство никакого отношения к морали не имеет. Вопросами морали должны заниматься церковь и различные общественные организации.

«Нетленка» Подеревьянского обильно представлена в рунете для ознакомления. Сам себя Подеревьянский, без всякого стеснения, считает украинским буржуазным националистом. Русофобия Подеревьянского — это отдельная страница. Широкой публике хорошо известны имена его скандальных соратников по ремеслу — Мыкола Вересень и  Олег Скрипка…

Александр Ройтбурд также подвизается в живописи. Сейчас он один из самых дорогих художников Украины, чье имя давно известно за ее пределами. Ройтбурд работал директором Галереи Марата Гельмана в Киеве. Его произведения находятся в музее современного искусства МоМА в Нью-Йорке, DUMA, Одесском художественном музее, PinchukArtCentre. В 2009 году картину художника «Прощай, Караваджо!» продали за 97 тысяч долларов на аукционе в Лондоне – Ройтбурд тогда побил рекорд Ильи Чичкана.

 

Шарм и карма национальной богемы

 

Любопытствующим будет легко найти в сети множество материалов о творчестве скандального одесского художника. Я только расскажу здесь о последнем громком скандале, связанном с именем Александра Ройтбурда.

Бывший директор одесского музея Западного и Восточного искусства Владимир Островский утверждает, что Ройтбурд писал картины … !!!!!!!!!!!!!!!! фекалиями. В сети были опубликованы результаты экспертизы реставрационного отдела музея, в которой сказано, что «дерьмо» использовано в картине «Молитва» — в качестве связующего в красках и наполнителя в пигментах. При микроскопическом исследовании в красках наблюдаются многочисленные аморфные зерна органического вещества, по запаху соответствующего экскрементам… Фиксируются также сседания красочного слоя из-за разбавления связующего вещества человеческими экскрементами, — говорилось в «экспертизе».

Самое смешное в этом скандале то, что Ройтбург соглашается с тем, что его картины дурно пахнули, но причиной этого неприятного амбре называет … некачественный органический клей, а не экскременты.

Шарм и карма национальной богемы

Чи варто лякатися намальованого великого фалоса, коли діти селюків кожного дня в змозі  милуватися, як бик з квадратними очима покриває теличку  на тирлі, або як репетуэ свиня у кориті з помиями, коли її гвалтує брутальний хряк?  — Наш світ сповнений дисгармонії і сорому, кумедності та жаху. Модерн межує з старожитністю, естетична насолода — з обурливою рефлексією, випадковість — з зумовленністю, цнотливість — з нестримністю перевтілень … 

(Перевод: Стоит ли пугаться нарисованного большого фаллоса, когда дети селян каждый день могут любоваться, как бык с квадратными глазами кроет телку на тырле, или как орет свинья в корыте с помоями, когда её насилует брутальный хряк? — Наш мир полон дисгармонии и стыда, комедийности и ужасов. Модерн граничит с древностями, эстетическое наслаждение — с возмутительной рефлексией, случайность — с обусловленностью, целомудрие — со стремительностью перевоплощений …)

Ройтбурд известен некоторыми скандальными заявлениями по поводу массовых кровавых беспорядков 2 мая 2014 года в Одессе. В частности, по его мнению, 2 мая следует объявить «праздничным», поскольку «украинские патриоты спасли город от большой беды». Кроме того, в июне 2017 года Ройтбурд предложил сделать гетмана Ивана Мазепу «фигурой номер один в украинской истории».

К неоднозначности восприятия своего искусства эпатажный мэтр относится философски. «Однозначное — скучно», — уверен Ройтбурд. Среди одесситов немало таких, которые называют Ройтбурда «клоуном» и «выкидышем искусства», позорящим Одессу…

 

Алескандр Кабанов украинский поэт страстный и словосольный, главный редактор журнала «ШО» и вдохновитель поэтического фестиваля «Киевские лавры» . Лауреат нескольких международных премий, его стихи переведны на украинский, немецкий, грузинский и голандский языки. Я не буду здесь делать авторский анализ творчества, безусловно интересного и талантливого, поэта — в рунете достаточно материалов на эту тему. ( В «Русском Днепропетровске» уже была небольшая статья об этом поэте). Здесь будет только несколько штрихов к портрету мастера словесной мимикрии …

 

Шарм и карма национальной богемы

Экпериментами с обесцененной лексикой Кабанов, кажись, никогда не занимался, откровенную порнуху за новаторский транс-авангард не выдавал, но … «… есть в демократии что-то такое, до чего неприятно касаться рукою» … То унылых русофобов Андруховича и Жадана поставит в один ряд с Пастернаком и Цветаевой, то Путина к Гитлеру приравняет, то Ленина — к Бандере … Себя называет украинским поэтом, созидающем на языке врага, а Бузину называет никому ненужным ремесленником. Вроде и не приемлет «бандеризацию» всей страны, но только потому, что это делается недемократично, а к самому Бандере у него претензий нет!

В одном из своих интервью, Кабанов говорит о том, что очень важно сохранить себя в это сложное время. — Понимаю, конечно, что во времена Ницой и Фарион, творить на языке оккупантов — занятие не кошерное, даже опасное … Только и «вариться» в этом укропе, декларируя мультикультурность страны победившей Гидности — тоже похоже на раздвоение доктора Джекила и мистера Хайда. Как тут не вспомнить Игоря Северянина с его эгофутуризмом.

***

                                                                                                          В блесткой тьме.

В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи
В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив;
Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.
Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.

Каждая строчка — пощечина. Голос мой — сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!
Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!
Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина
Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

 

Во времена фарионовы был еще и … марсЕянский неофутурист Кабанов украинского происхождения, предсказавший вторжение бурятов в Украину в своем журнале еще до майдана.

 

Шарм и карма национальной богемы

Поминальная

Многолетний полдень, тучные берега —
не поймешь: где пляжники, где подпаски,
по Днепру сплавляют труп моего врага —
молодого гнома в шахтерской каске.

Пешеходный мост опять нагулял артрит,
тянет угольной пылью и вонью схрона,
и на черной каске врага моего горит —
злой фонарь, багровый глаз Саурона.

Середина киевского Днепра,
поминальная — ох, тяжела водица,
и на тело гнома садится его сестра —
очень редкая в нашем районе птица.

Донна Луга — так зовут ее в тех краях,
где и смерть похожа на детский лепет,
вся она, как будто общество на паях:
красота и опухоль, рак и лебедь.

Вот и мы, когда-нибудь, по маршруту Нах,
вслед за ними уйдем на моторных лодках,
кто нас встретит там, путаясь в именах:
жидо-эльфы в рясах, гоблины в шушунах,
орки в ватниках, тролли в косоворотках?

 

* * *

И однажды, пленённому эллину говорит колорад-иудей:
«Я тебя не прощаю, но всё же — беги до хаты,
расскажи матерям ахейским, как крошили мы их детей,
как мы любим такие греческие салаты.

Расскажи отцам, что война миров, языков, идей —
превратилась в фарс и в аннексию территорий,
вот тебе на дорожку — шашлык и водка из снегирей,
вот тебе поджопник, Геракл, или как там тебя, Григорий…»

…За оливковой рощей — шахтёрский аид в огне,
и восходит двойное солнце без балаклавы,
перемирию — десять лет; это кто там зигует мне,
это кто там вдали картавит: «Спартанцам слава!»?

«Гиркинсону, шалом!» — я зигую ему в ответ,
возврашаюсь в походный лагерь, на перекличку,
перед сном, достаю из широких штанин — планшет,
загружаю канал новостей, проверяю личку.
Там опять говорит и показывает Христос:
о любви и мире, всеобщей любви и мире,
как привёл к терриконам заблудших овец и коз,
как, вначале, враги — мочили его в сортире,
а затем, глупцы — распяли в прямом эфире,
и теперь, по скайпу, ты можешь задать вопрос.

 

 

                              * * *

Это — пост в фейсбуке, а это блокпост — на востоке,
наши потери: пять забаненных,шесть «двухсотых»,
ранены все: укропы, ватники, меркель, строки,
бог заминирован где-то на дальних высотах.

Это лето — без бронежилета, сентябрь — без каски,
сетевой батальон «Кубань» против нашей диванной сотни,
я тебе подарю для планшета чехол боевой окраски,
время — это ушная сера из подворотни.

Что, в конце концов, я сделал для этой малышки:
теребил курсором ее соски, щекотал подмышки?
Ведь она — так хотела замуж, теперь — в отместку:
отсосет военкому и мне принесет повестку.

Да пребудут благословенны: ее маечка от Лакосты,
скоростной вай-фай, ваши лайки и перепосты,
ведь герои не умирают, не умирают герои,
это — первый блокпост у стен осажденной Трои.

 

Хлопці, бережіть траву, щоб вам не випало віники смалить! Навіть сушена ботва картоплі може слугувати деякий час джерелом творчої наснаги. Мухомори дуже домогають стимулювати марення з визволенням українських селищ на Донбасі доблесними нехристями батальону «Азов» від бурятів та москалів. Шпалерний клей — найкращий засіб  абстрагування при міркуваннях на тему пенсійної реформи та реформи системи охорони здоров’я, а також при розвитку сюжетів по демократизації українського суспільства. При необхідності єднания та ототожнювання з маргінальными майданними революціонерами та ідейними націоналістами, використовуйте звичайний самогон або буряковку. Використовуйте дику коноплю для ходіння в народ, а садовий мак — для спілкування с інтелектуальною елітою. Кислий борщ в лівую п’ятку — для обраних та нірвани … І сходіть на гей-парад — станьте справжніми європейцями.

(Перевод: Пацаны, берегите траву, чтобы вам не пришлось веники курить! Даже сушеная ботва картофеля может некоторый час служить источником творческого воодушевления. Мухоморы очень хорошо помогают стимулировать видения с освобождением украинских сел на Донбассе доблестными язычниками батальона «Азов» от бурятов и москалей. Обойный клей — лучший способ абстрагирования при оценке пенсионной реформы и системы здравохранения, а также при развитии сюжетов по демократизации украинского общества. При  необходимости единения и отождествления себя с маргинальными майданными революционерами и идейными националистами, используйте обычный самогон и буряковку. Используйте дикую коноплю для хождения в народ, а садовый мак — для общения с интеллектуальной элитой. Кислый борщ в левую пятку — для избранных и нирваны … И сходите на гей-парад — станьте настоящими европейцами.)

Print Friendly, PDF & Email

С этим читают:

+